Авто новости

Дороги

11.09.09 15:21

Некоторые особенности при проведении экспертиз ДТП

Некоторые особенности при проведении экспертиз ДТП

 

Ибраш НУСУПБАЕВ, главный редактор автомобильного информационного агентства Formula S

 

Непосвящённому человеку может показаться, что проведение технической экспертизы по ДТП не такое уж и сложное дело. В частности, необходимо оценить техническое состояние автомобиля, определить его скорость в момент ДТП и замерить тормозной путь. Затем полученные данные необходимо сравнить с техническими характеристиками завода-изготовителя данной марки автомобиля, и можно сделать заключение о виновности или не виновности водителя.

 

Но на самом деле, проведение технической экспертизы процесс весьма сложный и требует от эксперта скрупулёзного учёта множества факторов, приведших к ДТП. К примеру, водитель сбил пешехода на загородной трассе, где разрешённая скорость движения составляет 100 – 110 км в час. Трагедия произошла ночью, и эксперт должен установить степень виновности водителя, то есть научно обосновать, мог ли водитель предотвратить наезд на пешехода или нет. Исходная информация для эксперта следующая:

1.       Класс автомобиля – внедорожник ( масса 2500 – 2700 кг), технически исправлен.

2.       Скорость автомобиля – 90 км в час.

3.       Дорожное покрытие – сухой асфальт.

4.       Тормозной путь автомобиля – 42 метра.

5.       Время суток – 22.00.

6.       Видимость – данный участок дороги не освещён.

7.       Какого цвета была одежда на пострадавшем – тёмная (светлая).

8.       Состояние водителя – трезвый.

Объяснение водителя причины ДТП – было ухудшение видимости от фар встречных машин, и не увидел пешехода на проезжей части дороги.

При проведении технической экспертизы ДТП, некоторые малоопытные эксперты путают два понятия: “тормозной путь автомобиля” и “остановочный путь автомобиля”. А эти два понятия неразделимы, и они являются базовой основой при проведении технической экспертизы ДТП. Дело в том, что “тормозной путь автомобиля” - это расстояние, которое проходит автомобиль с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки. От чего он зависит? Во-первых, от времени срабатывания исполнительного механизма тормозной системы. Во-вторых, от начальной скорости движения автомобиля. И, в-третьих, от максимального замедления, которое может развивать автомобиль.

 

Исполнительный механизм

После нажатия на педаль тормоза автомобиль начнёт замедляться не сразу, а через некоторое время, так как главный тормозной цилиндр должен создать необходимое давление в тормозной системе. Для автомобилей с гидравлической системой тормозов это время составляет 0,1 – 0,3 секунды, а для автомобилей с пневматической системой тормозов - 0,3 – 0,5 секунды. Ещё дополнительное время, примерно 0,36 – 0, 54 секунды, необходимо для нарастания тормозного усилия от ноля до максимума. Итого, после нажатия на педаль тормоза, рабочее давление на тормозных колодках произойдёт только почти через секунду (0,3 + 0,54).

 

Скорость движения автомобиля

Тормозной путь автомобиля зависит от скорости и рассчитывается в “квадрате”, то есть, если скорость увеличить вдвое, то тормозной путь увеличится в четыре раза.

 

Максимальное замедление автомобиля

Хотя замедление автомобиля зависит от конструкции и исправности тормозных механизмов, тем не менее, огромное влияние на замедление автомобиля оказывают тип и состояние шин, а также состояние амортизаторов и элементов подвески. К примеру, у шин для бездорожья тормозной путь может быть на семь и более метров больше, чем у трассовых или городских шин. А слегка изношенные амортизаторы и элементы подвески способны увеличить тормозной путь автомобиля до пяти метров.

 

Остановочный путь

Понятие “остановочного пути” имеет более ёмкое значение. Это расстояние, которое пройдёт автомобиль с момента обнаружения водителем препятствия до полной остановки автомобиля. Иными словами, водитель, увидев какое-либо препятствие, должен осознать опасность, принять решение, перенести ногу с педали “газа” на педаль “тормоза” и нажать её. Согласно медицинским исследованиям, у профессиональных пилотов F1 на это ходит 0,3 секунды, а у обычных водителей – 1,3 – 1,5 секунды. Столь большая разница во времени объясняется тем, что обычные люди используют ноги только для ходьбы и не производят ими какие-то сложные манипуляции. Поэтому мышцы ног исполняют команду мозга с лёгким запаздыванием. Профессиональные же пилоты занимаются постоянным тренингом ног, так как во время гонки их ноги должны “порхать по педалям” не хуже, чем пальцы профессионального пианиста. И требовать от обычного водителя, чтобы его ноги обладали скоростью и гибкостью профессионального пилота, столь же глупо, как требовать от кузнеца виртуозной игры на фортепиано.

Учитывая, что понятие “тормозной путь” является неотъемлемой частью “остановочного пути”, необходимо к исполнительному времени “тормозного пути” (0,3 + 0,54 сек.) прибавить время принятия и выполнения решения “остановочного пути” (1, 3 – 1,5 сек), получится около 2 секунд. То есть, с момента, когда водитель увидел опасность, принял решение, нажал на тормоз, и тормозная система стала останавливать автомобиль, проходит около двух секунд, а на скорости 100 км в час за эти две секунды машина пройдёт 50 метров. И если к этому мы прибавим длину тормозного пути автомобиля (42-47 метров), то получим расстояние 92–97 метров. В итоге получается, что даже если водитель увидел пешехода в свете фар за 90 метров, что на скорости 90 км в час не реально, так как ночью в тёмной одежде пешехода можно различить за 25 метров, а в светлой одежде за 40 метров, он всё равно бы сбил пешехода. Ну а в случае, если водитель был ослеплён фарами встречного автомобиля и начал экстренное торможение, то длина остановочного пути может вообще достигать 200 метров. Почему? Дело в том, что согласно ПДД водитель в случае ослепления фарами встречного автомобиля обязан:

1.       Включить систему “Аварийной остановки”.

2.       Начать экстренное торможение.

Такая последовательность действий необходима для того, чтобы предотвратить столкновение сзади идущих автомобилей. Казалось бы, разумно. Но вы пробовали в состоянии ослепления, то есть полной потери зрения, найти в своём автомобиле кнопку “аварийной остановки”? Как минимум, на это у вас уйдёт от 4 до 6 секунд. Причём не факт, что нажатая вами вслепую кнопка окажется “Аварийной остановкой”. Это может оказаться и кнопка включения кондиционера, радио или другой системы автомобиля. А если вы, не включив кнопку “Аварийной остановки”, начнёте экстренное торможение, и сзади идущие автомобили столкнутся или вылетят на полосу встречного движения, то вас могут осудить за “опасные действия в управлении автомобилем, повлекшие гибель третьих лиц”. Поэтому кнопку “Аварийной остановки” необходимо включить до начала экстренного торможения, но это значительно увеличит длину “остановочного пути”, так как с момента ослепления на принятие решения, поиск кнопки “аварийной остановки” и нажатие на педаль тормоза у водителя уйдёт от 4 до 6 секунд, а это почти 150 метров пробега автомобиля плюс длина тормозного пути (42-47 метров). И в итоге мы получаем длину “остановочного пути” - примерно 200 метров.

Особое внимание при проведении технической экспертизы ДТП, совершённого в тёмное время суток, эксперты должны уделить состоянию фар и световых приборов автомобиля.

Несмотря на то, что все современные автомобили оснащаются мощными фарами головного света, способными осветить дорогу от 45 метров (ближний свет) до 100 метров (дальний свет), тем не менее, эти световые характеристики присущи только статично стоящему автомобилю. Дело в том, что световое пятно неоднородно и состоит из “зоны хорошей видимости” и “зоны плохой видимости”. Их соотношение зависит от скорости движения автомобиля и физиологических особенностей зрения человека. К примеру, если у стоящего автомобиля дальние фары освещают дорогу на 100 метров, и “зона хорошей видимости” составляет 95 метров, а “зона плохой видимости” составляет только 5 метров, то уже на скорости 45 км в час “зона хорошей видимости” сокращается на 15 метров, а при скорости 100 км в час “зона хорошей видимости” сокращается ещё на 10 метров. В итоге, на скорости 100 км в час водитель видит дорогу только на 70 метров вперёд.

Учитывая, что на такой скорости автомобиль за одну секунду проходит около 25 метров, а тормозной путь у внедорожника массой 2500 кг составляет от 42 до 47 метров, то в случае внезапного появления пешехода в свете фар на принятие решения и экстренное торможение у водителя есть менее одной секунды! Для справки, как я уже отметил ранее, согласно медицинским исследованиям, у профессиональных гонщиков на принятие решения и экстренное торможение уходит 0.3 секунды, а у обычных водителей этот показатель составляет 1.3 – 1.5 секунды, то есть, избежать аварии на скорости 100 км в час способен только профессиональный гонщик.

Поэтому, кстати, во всех развитых странах мира на загородных дорогах, где разрешённая скорость для автомобилей превышает 70 и более километров в час, категорически запрещено велосипедное и пешеходное движение, а также движение тихоходных транспортных средств. А на участках дорог, где вероятность появления пешеходов в тёмное время суток крайне высока, скорость движения автомобилей ограничивается 40 км в час, а представители всех дорожных служб, включая и полицейских, обязаны носить светоотражающую форму, легко различимую за 100 и более метров. И если на скоростной магистрали полицейские поймают пешехода, то за эту “прогулку” по скоростной магистрали ему грозит либо крупный денежный штраф, либо административный арест, так как своими действиями пешеход подверг опасности жизни десятков людей.

Есть ещё несколько технических особенностей при проведении экспертизы ДТП, о которых должен знать технический эксперт. Но самое главное, если некоторые аспекты аварии вызывают у эксперта сомнения, то для установления истины эксперт обязан выехать на место аварии и реконструировать события. Причём, для этого вовсе не нужно сбивать манекен. Достаточно в тоже время суток расставить на дороге: автомобиль, манекен и встречные машины с включённым дальним светом фар в позицию за 3-4 секунды до ДТП. И сразу же станет понятной картина произошедшей трагедии.

Газета “Общественная позиция”

 



Интернет-газета «Навигатор»


Источник: zakon.kz
Категории:

Дороги